Английский самокат DIJA

24 ноября английский стартап дня Dija объявил о привлечении 20 миллионов долларов инвестиций. Модель – клон Самоката или Яндекс.Лавки, мгновенная доставка продуктов. Стартап снимает по городу сотни “темных складов” с тысячами (но не десятками тысяч) самых ходовых позиций. Пользователь накликивает заказ в приложении, и через 15 минут курьер уже звонит в дверь. Не надо ходить в магазин, не надо ничего ждать, доставка у части проектов бесплатна. Магия! Попробовав один раз, уже не можешь жить по-другому.

За пределами Китая модель первым вроде бы реализовал турецкий Getir.  Самый большой – видимо, американский goPuff, он уже почти 4 миллиарда стоит. И вот Dija хочет современным сервисом и англичан осчастливить – никакой радикальной инновации, всё как у всех. Заинтересовавший меня момент – показатели компании. Рассказывать о них просто: их нет. Сегодня 5 марта, прошло три с половиной месяца после раунда, и, наверное, не меньше полугода со старта компании – и ни одного заказа не доставлено, ни одного фунта выручки не получено.

Оценки у Dija, скорее всего, не было. Наверняка использовалась какая-то вариация конвертируемого займа – но частично это формальность. Фонд ориентируется на что-то типа 20-30% доли в проекте, значит реальная оценка была 50-100 миллионов долларов за презентацию. Цена покупки Самоката с его сотнями точек и сотнями тысяч клиентов не раскрывалась – но она, видимо, была как раз в этих пределах. Ладно, тут оправдание найти легко, Россия – токсичный рынок, санкции, суды, не будем сравнивать. Посмотрим на западный аналог. Американский goPuff привлекал 5 миллионов долларов через год работы и 100 миллионов через три года. Раунда в 20 миллионов у него не было, но в такой динамике он мог бы быть через 2 года – сравните это с английским стартом.

История отлично иллюстрирует следующие мысли о клонировании:
— если модель летит везде, то и в новой стране она полетит;
— если модель модная и горячая, то вкладывать в клон надо сразу очень много денег, победит тот, кто бежит быстрее всех, а ничто так не ускоряет, как лишняя десятка миллионов;
— если модель модная и горячая, то вообще не важна твоя unit-экономика или когорты пользователей – придет время, всё починишь, будет не хуже, чем у аналогов, а у аналогов всё считается хорошим, раз уж модель горячая;
— деньги в таких темах дают под команду – тут ex-топы Deliveroo, кажется, более подходящих людей найти было нельзя.

Кстати, думаю, что Dija рынок не выиграет. Не запуститься с тех пор – недостаточно быстро.

https://www.dijanow.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *