Итак, в дополнение уже написанному в предыдущей статье «Всероссийский форум «Наставник». Стартап», в которой я дал общую оценку прошедшему мероприятию, в этой я хотел бы остановиться на отдельных моментах.
Весь контент был разделен на 4 основных трека: Наставничество на производстве, Наставничество в социальной сфере, Наставничество в образовании и кружках, Наставничество в бизнесе и предпринимательстве. Больше всего меня интересовал четвертый трек – Наставничество в бизнесе и предпринимательстве, поэтому я постарался посетить все лекции/дискуссии/круглые столы и т.д. именно в этом треке. В предыдущей статье я оценил пункт ОХВАТ ТЕМ на «5» и это, действительно, было именно так: посетить все мероприятия было нереально. Поэтому я остановлюсь лишь на тех, которые посетил.
Что реально понравилось?
День первый. Заседание «Наставничество в предпринимательстве». Представительство:
Модератор:
Борис Ткаченко, генеральный директор ООО «Институт наставничества».
К участию были приглашены:
- Ирина Горелова, координатор программы «Молодежный бизнес России» в Воронежской области;
- Виктор Либеранский, координатор проекта по наставничеству Фонда поддержки предпринимательства Югры;
- Алексей Нечаев, президент и основатель компании Faberlic;
- Игорь Рыбаков, филантроп, совладелец корпорации Технониколь и сооснователь Рыбаков Фонда;
- Ирина Ситник, руководитель программы «Ты-предприниматель» в Рязанской области;
- Мадина Тюряева, руководитель по работе с наставниками программы «Бизнес-класс от Google и ПАО «Сбербанк».
Хотел бы отметить выступление Алексея Нечаева – предпринимателя, новатора, мецената, владельца бренда Faberlic. В своем выступлении он акцентировал внимание на том, как важно наставничество в бизнесе, на практиках, применяемых в его компаниях. Не зря на прошедшем форуме А.Нечаев стал лауреатом конкурса «Лучшие практики наставничества» (https://www.youtube.com/watch?v=nBlop0ad5so).
Запомнилось выступление Игоря Рыбакова, поделившегося «своми» практиками наставничества, но особенно мне запомнился такой момент его выступления: (не уверен, что смогу передать дословно, постараюсь передать описательно) на вопрос из зала «Ваше отношение к наставничеству и зачем Вам это надо?», он ответил «Я живу на 15 лет вперед. Так вот, там, где я живу, такие вопросы не задают, потому что в том мире наставничество является таким же естественным явлением, как восход и закат, дождь и солнце». Мне понравился его ответ. Почему я остановил свое внимание на выступлении именно этих двух людей? Я слежу (не то, чтобы пристально, но стараюсь) за мероприятиями Рыбаков фонда и фонда «Капитаны» (Алексей Нечаев). И сии мероприятия, особенно в области образовательных программ и инноваций, полностью отвечают моему мировоззрению.
День второй. Заседание «Роль наставников в создании культуры корпоративных инноваций».
Представительство:
Модератор:
Замир Шухов, CEO & partner Global Venture Alliance (GVA)
К участию приглашены:
- Данил Коновалов, руководитель направления Онлайн-трекшена ФРИИ;
- Антон Кудрявцев, директор по стратегии PepsiCo Россия;
- Григорий Павлоцкий, партнер Deloitte, Россия.
Понравилось все: и модератор, и приглашенные, и тема, и выступления всех участников, но особенно хотел бы остановиться на выступлении Григория Павлоцкого. Почему? Какова роль наставничества и, как это работает в Pepsico или ФРИИ я догадывался, но в Deloitte…я считал, что, несмотря на всю «международность» компании, наставничество в ней возможно лишь в отдельных случаях. А из выступления я понял, что в Deloitte существуют, именно во множественном числе, программы наставничества. Был приятно удивлен.
В дальнейшем я собираюсь опубликовать ответы на мои вопросы Григория Павлоцкого и Замира Шухова, но это будет в 3-й части.
Подводя черту, скажу, что роль наставника в ЛЮБОЙ СФЕРЕ деятельности переоценить сложно, что и доказал прошедший форум, а также международная конференция Global mentori, прошедшая в ноябре.
В заключении хотел бы привести историю, рассказанную Замиром Шуховым. В свое время, Замир работал за границей, в крупной компании. У него был тоже наставник. И так, случилось, что Замир «потерял» деньги компании. Он ожидал, что его, как минимум уволят, однако этого не случилось и, когда Замир спросил у наставника ПОЧЕМУ?, тот ответил примерно следующее: А ЗАЧЕМ? ВЕДЬ ТЕПЕРЬ ТЫ ТОЧНО ЗНАЕШЬ, КАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!
Я тут же вспомнил мою историю. Еще в советские времена я решил получить второе высшее образование, что по тем временам было не просто, надо было соблюсти ряд формальностей. Одной из таких формальностей было наличие НАПРАВЛЕНИЯ организации, в которой ты работал, и которая направляла в вуз своего специалиста для приобретения той или иной специальности. И вот, я подошел к своему тогдашнему начальнику – Коваленко Александру Павловичу, который в дальнейшем мне стал Наставником и Другом – и попросил его подписать такое направление. Он задал мне вопрос ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НУЖНО? на что я ему что-то пролепетал типа ЗА ЭТОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ БУДУЩЕЕ и т.п. Он сказал, что подпишет при условии, если я возьму чистый лист бумаги, разделю его пополам и в одной колонке напишу ЗА, в другой – ПРОТИВ. И, чтобы с готовым решением я пришел к нему завтра утром. И я не случайно написал пролепетал, потому что при устной беседе ты не можешь привести взвешенные доводы. Другое дело перенести это на лист бумаги! Так вот, Я НОЧЬ НЕ СПАЛ, когда я разносил свои умозаключения по колонкам, потому что я прекрасно понимал, что от моих РЕАЛЬНО ВЗВЕШЕННЫХ ДОВОДОВ решается получу/не получу направление на учебу, т.е. достигну/не достигну нужного мне результата. Наутро я пришел к нему в кабинет и сказал, что у меня решение есть. Он спросил КАКОЕ? Я ответил, что победили аргументы ЗА, на что он согласился и не глядя подписал направление. Я спросил А, ЧТО? ВЫ ДАЖЕ НЕ ПОСМОТРИТЕ МОИ ДОВОДЫ? Он ответил НЕТ, ВЕДЬ ТЫ ЖЕ НОЧЬ НЕ СПАЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИЙТИ К ЭТОМУ ВЫВОДУ!
Я не устаю приводить этот пример всем своим ученикам, более того, всем рекомендую пользоваться этим примером при решении того или иного важного решения.
В заключение скажу, что два последних примера ярко демонстрируют роль наставника. Таких примеров миллионы, наши два не уникальны.
Еще, что хочу добавить. Настоящие НАСТАВНИКИ переживают своих учеников, мне так кажется. Что я имею в виду? Как я уже говорил, пример с моим наставником я не устаю передавать своим ученикам. УВЕРЕН, что они его передадут своим. И т.д. Как говорится, ЛЕНИН УМЕР, НО ДЕЛО ЕГО ЖИВЕТ!
Вот на этой оптимистической ноте хотел бы закончить статью… to be continued. Смотрите на моих страницах в марте: Всероссийский форум «Наставник». Стартап. Часть III.